Джон Юз, приехав в донецкие степи, имел точные сведения о расположении угольных пластов и других полезных ископаемых возле предполагаемого места строительства своего будущего завода. Промышленник из Уэльса не только опирался на данные, полученные от местного населения, но и обладал весьма подробными геологическими картами Донецкого кряжа.

О существовании каменноугольных залежей в нашей местности было известно местному населению издавна. Однако первым историческим документом об открытии каменного угля в Донбассе является именной указ Петра I от 7 декабря 1722 года, основанный на результатах исследований рудознавца Григория Капустина. А познакомился российский самодержец с нашим угольком еще раньше. Помните знаменитые слова: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказанные царем Петром при возвращении из первого Азовского похода в 1696 году, когда ему во время отдыха на берегу реки Кальмиус показали кусок хорошо горящего черного минерала. В 1724 году близ Бахмута уже велась добыча угля, работали 150 шахтеров. Уголь шел в кузницы солеваренного завода.

«ДонецкийДонецкий бассейн. Геологическая карта

После смерти Петра I в 1725 году горное ведомство России практически прекратило разведку каменного угля в Донбассе. Только в 1794 году князь Потемкин командировал для обследования Донецкого бассейна англичанина Гескойна, который нашел перспективы бассейна блестящими.

В 1829 году горный инженер Егор Петрович Ковалевский (6 (18) февраля 1809 г. — 20 сентября (2 октября) 1868 г.) дал описание бассейна, охватившее площадь до 18 тыс. верст и снабженное первой геологической картой края, которая включала 25 месторождений угля. Впервые им употреблен термин «Донецкий кряж».

В 1837–1839 годах не только в Российской империи, но и в Европе появились труды горного инженера, профессора Парижской горной школы Ле-Пле. Изданная им в 1843 году в Париже книга явилась первым систематическим исследованием всего Донбасса, а геологическая карта, приложенная к ней, впервые охватила все поле сплошных обнажений каменноугольных отложений в Донецком бассейне.

По общепринятой среди наших историков версии, именно этот научный труд француза считался настольной книгой Джона Юза, откуда он и черпал все основные сведения о новой для него местности. Однако такое утверждение не совсем соответствует действительности. Была у основателя нынешнего Донецка и более точная и свежая информация о наших природных богатствах.

Напомним, что российские императоры давно знали о богатствах донецкой земли. В Российской государственной библиотеке в Москве (бывшей Библиотеке им. Ленина) сохранилась очень интересная книга «Обзор важнейших географических работ в России за 1867 и 1868 годы», основанной на информации «Известий Императорского Русского Географического Общества» (1869 год, №8). В этом историческом документе рассказывается о геологических исследованиях европейской части России, проводимых в те годы. Главной их целью было составление подробной геокарты. Осуществляли этот гигантский по сложности труд лучшие военные топографы Генерального штаба армии и ведущие рудознавцы империи. Есть в книге упоминание и о Донецком каменноугольном бассейне.

«ОбложкаОбложка книги «Обзор важнейших географических работ в России за 1867 и 1868 годы»

«Командированный в 1863 году по Высочайшему повелению горный инженер, генерал-лейтенант Гельмерсен (Григорий Петрович Гельмерсен — основоположник русской школы геологической картографии, генерал-лейтенант инженерного корпуса, горный инженер, директор Горного института с 1856 по 1872 год, академик Российской академии наук с 1850 года. — Прим. авт.) представил Горно-ученому комитету свои соображения о необходимости составления подробной пластовой и горнопромышленной карты для Донецкого кряжа. Министр финансов, вполне разделяя мнение академика Гельмерсена и сознавая важное государственное значение упомянутой местности в промышленном отношении, вошел с соответственным докладом к Государю Императору, следствием коего было Высочайшее повеление о немедленном приступлении к составлению подробной промышленной карты Донецкого кряжа. Академику Гельмерсену было поручено составить подробные инструкции для съемки той части Донецкого каменноугольного бассейна, которая находится в пределах Харьковской и Екатеринославской губерний. Цель этой съемки заключалась в нанесении на план всех слоев каменного угля и месторождений железных руд, непосредственно обнаруженных в земной поверхности», — говорится в правительственном обзоре.

Поэтому, когда в 1869 году валлиец Джон Юз получил слезное предложение от русского правительства взять на себя исполнение договора на устройство на юге России завода по выделке железных рельсов, заключенного на год раньше с князем Кочубеем, ему на самом высоком государственном уровне был создан режим наибольшего благоприятствования и предоставлен карт-бланш. А значит, и самые точные (на то время) и подробные карты местности. Джону Юзу оставалось только основать и построить в донецких степях завод.



Войдите, чтобы оставить комментарий