Трудно найти хорошего учителя, а хорошего ученика — еще труднее!

Об учителе и ученике: о Коробейченко и Соловьяненко

Наверное, похожи две судьбы: мастера оперной сцены Александра Николаевича Коробейченко, учителя и его великого ученика, тенора с мировым именем Анатолия Борисовича Соловьяненко. Оба были гениями, оба пользовались заслуженной народной любовью и, увы, оба в конце своего жизненного пути, по роковому стечению обстоятельств стали невостребованными, а после смерти они стали легендой…

anatoliy-solovianenko

Пластинка с песнями Анатолия Соловьяненко. 1978 год

Семья Соловьяненко была певучей. Уникальным тембром голоса отличался отец (шахтер с деда-прадеда) — у него был драматический тенор. Когда парень поделился с родными своими мечтами о карьере певца, глава семейства сказал: «Сначала овладей профессией, а потом пой». Попытка поступить в Ленинградскую консерваторию оказалась неудачной, оставалось одно — прислушаться к словам отца. Анатолий Соловьяненко стал студентом Донецкого политехнического института, а любимым делом занимался в художественной самодеятельности.

В доме №78 по ул. Артема, Анатолий впервые встретился со своим будущим учителем Александром Николаевичем Коробейченко. Благодаря его школе Анатолий Соловьяненко стал певцом высокого класса, его пригласили в Киевский оперный театр, направили на стажировку в Италию. Но где бы он ни был, всегда помнил о своем учителе, часто советовался с ним.

Интересный факт, после одного из студенческих концертов 18-летний юноша получил приглашение учиться профессиональному пению у ведущего солиста Донецкого театра оперы и балета, заслуженного артиста РФ Александра Николаевича Коробейченко. И именно тогда прозвучали пророчащие слова великого Коробейченко: «Из тебя может что-то получиться, но это будет стоить огромного труда». С 1950 г., на протяжении десяти лет Анатолий Соловьяненко брал уроки пения у Коробейченко, продолжая учиться в Донецком политехническом институте, который окончил в 1954 г. Работа с великим мастером, дала результат и со временем Соловьяненко, сравнялся с великим мировыми тенорами Пласидо Доминго и Лучано Поворотти.

На Востоке говорят: «Трудно найти хорошего учителя, а хорошего ученика — еще труднее». Тандем Коробейченко — Соловьяненко (учитель — ученик) был уникальным сразу в нескольких смыслах. Ученики вообще обожали Александра Николаевича: он, кроме того, что был исключительным оперным певцом, сам шил себе костюмы для спектаклей, ремонтировал обувь, делал бижутерию для всей театральной труппы. Практически на всех сценах мира (кроме Метрополитен-опера в Нью-Йорке), Анатолий Соловьяненко исполнял партию Герцога в костюмах, собственноручно сшитых его учителем…

У Анатолия Соловьяненко всю жизнь хранилась тетрадь с названием: «Что нужно знать для хорошего пения», в которую он вносил заметки после каждого урока мастера. За десять лет — с 1952-го по 1962 год от своего педагога Анатолий получил ровно тысячу уроков.

В архивах самого Коробейченко есть такая запись: «Я многих научил петь, надеюсь, мои советы помогут им в благородном деле. Но об одном своем ученике хочу сказать особо — это Анатолий Соловьяненко. Я с ним занимался длительное время и чрезвычайно настойчиво, все, что умел и знал, я передал ему. Счастлив от того, что моя неистовость, любовь, трудолюбие, преданность пению передались ему и остаются в искусстве».

Анатолий Соловьяненко всегда был народным певцом. Его любовно называли украинским соловьем. Анатолий Соловьяненко дебютировал на сцене Донецкой оперы — в роли Герцога в опере Джузеппе Верди «Риголетто». А когда артист показывал спектакль на гастролях в Испании, в одном из изданий появился материал «Шахтерский герцог» (государства Украина тогда еще не было). Но еще до заграничной поездки «Шахтерским герцогом» Соловьяненко назвал корреспондент газеты «Известия», описавший дебют А. Соловьяненко в опере Дж.Верди «Риголетто» на сцене Киевского оперного театра 22 ноября 1963 года. А статья так и называлась: «Шахтерский Герцог». Так что, этот сценический образ стал визитной карточкой певца во всем мире.

«Я раб своего голоса», — время от времени повторял Соловьяненко. На самом деле «рабство» было служением. «Почему я так часто пою бесплатно или за мизерную плату? Потому что знаю: на мои концерты приходят простые люди, которые не могут заплатить за билет много, у них нет таких денег, но они любят это искусство, и, думаю, благодаря им оно будет жить», — говорил шахтерский Герцог. Он сосредоточился на концертной деятельности, а что касается ученика… Очевидно, ученик шел ему навстречу, но смерть мэтра сделала невозможным их сотрудничество. Кроме того, Анатолий Борисович, имея опыт работы с незаурядным педагогом, пожалуй, нередко себя спрашивал, сможет ли преподавать на уровне своего великого учителя. Бесспорно, он стремился поделиться всем, что умел, однако не торопился, чувствуя, что все настоящее приходит в свое время…

Вместе с тем Анатолий Соловьяненко всегда оставался учеником великого мастера Коробейченко: совершенствовался, интересовался разными аспектами творческой жизни. С ним любили общаться — кроме эрудиции, он отличался интеллигентностью, добротой, скромностью и незаурядным талантом, до последнего дня оставался верным и близким другом своего учителя.

Об учителе Соловьяненко – великом теноре Коробейченко!

Александр Николаевич Коробейченко (родился 05.03.1900 г., умер 11.04.1971 г.), был первым учителем Анатолия Соловьяненко

Творческий путь Коробейченко

Недавно Александру Николаевичу Коробейченко исполнилось бы сто лет. Он играл и пел в тысячах спектаклей, в его репертуаре было восемьдесят семь партий, многие из которых до него не исполнялись. Джакомо Пуччини умер в 1924-м, «Турандот» завершали без него. А уже через полтора года в самой первой в СССР постановке «Турандот» Калафа пел молодой Александр Коробейченко. Он же – первый Хлопуша в «Емельяне Пугачеве», он же… Первым он был в таком количестве спектаклей, что иные певцы исполнили меньше партий за всю свою жизнь…

О любимой женщине Коробейченко

Они познакомились в Сталино, молодая певица Наталья Гришковская и премьер Сталинского театра оперы и балета Александр Николаевич Коробейченко. В «Отелло» будто поется о них: «Ты меня за муки полюбила, я тебя за состраданье к ним». «Он был болен и одинок, – вспоминает Наталья Ивановна, – жил от оперного неподалеку, а я – в самом театре, в комнате с одной старушкой-пианисткой. Однажды она мне сказала: «Талочка, Александру Николаевичу плохо, давайте пойдем и поставим ему банки, ведь завтра у него спектакль». На следующий день пианистка обратилась к ней снова: мол, Коробейченко без банок не обойтись. А когда он уехал на гастроли, чуть ли не ежедневно она получала от него огромные, до сорока страниц, письма, «дивные, очень заботливые и нежные» и понимала, что «жить им вместе суждено, чтоб никогда не расставаться»…

О роке судьбы: встреча Коробейченко и Ворошилова

Искусство и власть. На эту тему написаны десятки томов. Позвольте маленький довесок. Начинался 35-й. В Киевский военный округ, на учения, прибыло большое московское начальство. А после успешного завершения маневров был дан большой концерт, в котором задействовали лучшие силы. Конечно же, был приглашен и Коробейченко. Потом, как водится, состоялся официальный прием и уже неофициальное застолье. И вдруг, среди приглашенных выискав глазами Коробейченко, Ворошилов крикнул: «Товарищ Коробейченко, дай мне песню!». Александр Николаевич побледнел: «Климент Ефремович, вы за столом командуете? Вот так и я: за столом я ем и пью! А чтобы петь – для этого есть сцена!» (независимый, он и в дальнейшем никого не ублажал). Слова Коробейченко показались окружающим неслыханной дерзостью, а Ворошилов смолчал. Но смолчал он только за столом. Прошло чуть меньше года, и в марте 36-го в Москве состоялась декада украинского искусства. Тогда это было в моде – смотры национальных культур, проводились они с большой помпой, денег по статье «дружба народов» Сталин не жалел. Так вот, из звезд украинской сцены Коробейченко оказался единственным, кто не получил звания заслуженного. «Спасибо Ворошилову, возможно, обыграв фамилию Коробейченко, отделались коробочкой», – говорит Наталья Ивановна и кладет передо мной маленькую палехскую шкатулку с очень сдержанным текстом: «Коробейченко от Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК СССР Москва». Почетное звание заслуженного артиста УССР Александр Николаевич получит только в марте 39-го, с этим званием большой певец и актер, не прогибающийся никогда и ни перед кем, из жизни и уйдет…

О любви коллег и зрителей, не любви власти и забвении

В Донецком театре оперы и балета, который сегодня носит имя прославленного ученика Коробейченко — Соловьяненко, люди искусства Александра Николаевича очень любили. А руководство театра его тихо ненавидело и боялось. За бескомпромиссность и прямоту, а еще за то, что Коробейченко знал им цену, и этого не скрывал. Только вдумайтесь в такие слова: «В театре он был человеком случайным», – так говорило о нем тогдашнее руководство, – и добавляло «Самое место ему было в тюрьме» (в театре говорили, что до поступления в оперу он работал в тюрьме). Именно руководство театра вынудило Коробейченко в расцвете сил уйти со сцены. А на прощание еще и спросили: быть может, он нуждается в прощальном бенефисе? «Мне общественные похороны не нужны», – парировал им Коробейченко… Его последним спектаклем был «Фауст», где он играл старого Фауста. Он давно так не пел и не играл, а театральная публика по ходу спектакля отвечал ему несмолкаемыми овациями. А когда Мефистофель старика Фауста превратил в Фауста молодого, это оказалось таким потрясением, что зал ахнул и вновь разразился овациями. Еще одним потрясением, но уже другого порядка, стало известие, что в тот день Коробейченко покидает сцену навсегда. Это случилось в 60-м. Большая несправедливость его надломила и привела к непоправимому горю. Жизнь уходила… «Когда Саши не стало, я побежала в театр», – говорит его жена. Но там сказали: «Машины, чтоб свезти Коробейченко на кладбище «Мушкетово», у нас нет»… Такое отношение тогдашней власти от искусства было к людям перечившим системе.

На следующий день ранним утром в Донецк прилетел Анатолий Соловьяненко. О смерти Коробейченко ему сообщили во время премьеры «Искателей жемчуга», прямо перед знаменитой арией. «Как я допел», – рассказывал уже на поминках Анатолий Соловьяненко, «я даже не знаю»…

О маэстро Соловьяненко: Он жив, пока звучит его голос…

Наверное, с такой фразы нужно начинать рассказ о Соловьяненко – великом донецком теноре, Шахтерском Герцоге, как называли его поклонники. И пусть его уже десять лет нет с нами, но он жив в наших сердцах. И стоит только включить запись с его голосом, и ты понимаешь, наследие, которое оставил Соловьяненко, навечно останется духовным символом и гордостью нашего края…

Биография Соловьяненко:

1932 — 25 сентября. Донецк. Родился в потомственной шахтерской семье в поселке шахты №29 Рутченковского района

1940 — пошел в школу.

1941 — вместе с родителями эвакуировался на Урал. Здесь же окончил 6 классов.

1945 — вместе с семьей возвратился на Донбасс на старое место жительства.

1949 — окончил 10 классов средней школы № 139 Буденновского района

1949 — Студент Донецкого индустриального института

Анатолий Соловьяненко (крайний справа) с сокурсниками, студентами первого курса Донецкого индустриалного института (сейчас ДонНТУ) около первого учебного корпуса (ул. Артема, 58). Сталино, декабрь 1949 года

Анатолий Соловьяненко (крайний справа) с сокурсниками, студентами первого курса Донецкого индустриалного института (сейчас ДонНТУ) около первого учебного корпуса (ул. Артема, 58). Сталино, декабрь 1949 года

1950 — Стал брать ежедневные уроки пения у известного украинским певцом, заслуженного артиста РСФСР А.Н. Коробейченко

1954 — С блеском окончил Донецкий политехнический институт и стал преподавать начертательную геометрию

1962 – Свадьба со Светланой

1962 — Соловьяненко на смотре народных талантов в Киеве покорил авторитетное жюри манерой исполнения и голосом, бесподобной легкостью верхних нот и был принят стажёром в Государственный академический театр оперы и балета имени Т.Г.Шевченко.

1963 — победа в конкурсе молодых вокалистов на право стажироваться в миланском театре «Ла Скала». Под руководством известного маэстро Барра познал школу итальянского бельканто. В течение следующих лет певец продолжал совершенствовать культуру исполнения, развивал вкус, раскрывал яркость и своеобразие голоса, который все более и более кристаллизовался как лирический тенор. В 1965 году закончились 3 года изучения школы итальянского бельканто под руководством маэстро Барра

1965 – 1995 солист Государственного академического театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко (1965-1995 гг.). Спел 18 партий. Записал 18 грампластинок (арии, романсы, песни).

1975 – Получил звание народный артист СССР

1977 — Первый советский тенор приглашен на 2 сезона в Нью-Йоркский «Метрополитен-опера»

1978 — Получил диплом Киевской консерватории имени Лысенко

1980 — Лауреат Ленинской премии

 

Анатолий Соловьяненко с отцом в Донецке. 1982 г. Фото: Государственный архив Донецкой области

Анатолий Соловьяненко с отцом в Донецке. 1982 г. Фото: Государственный архив Донецкой области

1984 — Приобрел загородный дом в Козине, Киевской области, в городе, где была могила его отца

1997 – Стал лауреатом государственной премии им. Т.Г. Шевченко

1999 — 29 июля. Козин, Киевской области. Готовил дачу к приезду итальянского посла. Умер от инфаркта во время дневного сна. Похоронен в Козине

1999 — Вдова Светлана Соловьяненко передала Донецку часть наследия для организации в городе музея артиста

2002 – Леонид Кучма, Президент Украины подписал Распоряжение «О чествовании памяти Анатолия Соловьяненко», которому исполнилось бы 70 лет.

 

Памятник народному артисту Украины Анатолию Соловьяненко в Донецке

Памятник народному артисту Украины Анатолию Соловьяненко в Донецке

 

Памятник народному артисту Украины Анатолию Соловьяненко в Донецке. «Гордість України -  Анатолій Солов’яненко -  „Шахтарський герцог“» (перевод: «Гордость Украины - Анатолий Сольвьяненко - „Шахтёрский герцог“»)

Памятник народному артисту Украины Анатолию Соловьяненко в Донецке. «Гордість України — Анатолій Солов’яненко — „Шахтарський герцог“» (перевод: «Гордость Украины — Анатолий Сольвьяненко — „Шахтёрский герцог“»)

Детство Соловьяненко прошло в поселке Победа на окраине города Сталино. В шахте «Первомайская» работал его отец Борис Степанович. Студентом-третьекурсником Анатолий спускался в забой «Первомайской», когда проходил горную практику. Учился он в Сталинском политехническом институте, где впоследствии стал преподавателем кафедры начертательной геометрии.

Но призвание Соловьяненко было другим, он хотел петь: «Я пришел на эту землю, чтобы петь. И хочу, чтобы частица моего сердца передалась и вам». Это слова Анатолия Соловьяненко. Восхождение на оперный Олимп началось в 1952 году — когда студент Донецкого политехнического стал брать уроки вокала у знаменитого педагога Александра Коробейченко. В 1962 году Соловьяненко в составе Донецкой делегации едет в Киев — на творческий отчет. Выступление преподавателя кафедры начертательной геометрии на сцене Октябрьского дворца было столь удачным, что его приглашают на прослушивание в Киевский оперный театр, после чего предлагают работу в составе труппы. Случай — незаурядный. Ведь официальное, консерваторское, образование артист получил лишь спустя десятилетие.

С 1963 года по 1965 год, после победы на московском конкурсе оперных певцов, Анатолий Борисович стажируется в Ла-Скала. По возвращении — работает в Киевском оперном театре. Его гастроли с оглушительным успехом проходят по всему Советскому Союзу. Его охотно приглашают петь на лучших мировых сценах. После окончания карьеры в Национальной опере, Соловьяненко концертирует самостоятельно — по всему миру, и возглавляет Фонд поддержки оперы и балета имени Козловского.

Исполнил партии: Андрей («Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского), Альфред, Герцог, Манрико («Травиата», «Риголетто», «Трубадур» Верди), Рудольф («Богема» Пуччини), Надир («Искатели жемчуга» Визе), Эдгар («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), де Грие («Манон» Массне) и др. Множество концертов, исполнял романсы русских композиторов, арии из опер, русские, украинские, неаполитанские песни. Гастроли за рубежом: Чехословакия, Болгария, ГДР, Бельгия, Монголия, Италия, Канада, Япония, Австралия, Куба.

Музыка для Анатолия Борисовича — неизменный спутник жизни со всеми ее радостями и горестями. С самого раннего возраста Анатолий находился в атмосфере песни — русской, украинской. Интерес к оперной классике пришел к нему позже, когда он познакомился с известным украинским певцом, заслуженным артистом РСФСР А.Н. Коробейченко, распознавшим в молодом человеке талант оперного артиста. Десять лет упорных совместных занятий явились прологом к той сенсации, которую произвел А.Б. Соловьяненко в 1962 году на смотре народных талантов в Киеве. Весьма компетентное жюри, в которое входили выдающиеся украинские певцы, с изумлением слушало выступление молодого горного инженера. Он уверенно и профессионально исполнил произведения, принадлежащие к мировому теноровому репертуару, — арию Радамеса из «Аиды» Дж. Верди и ариозо Канио из оперы Леонкавалло «Паяцы», покорив всех присутствовавших манерой исполнения и голосом, бесподобной легкостью верхних нот. Затем последовало приглашение певца в один из лучших оперных театров страны. В 1962 году Анатолий Соловьяненко был принят стажером в Государственный академический театр оперы и балета имени Т.Г. Шевченко.

Юрий Гуляев, Анатолий Соловьяненко (второй справа) и Иосиф Кобзон среди горняков на праздновании Дня шахтера в ДонецкеЮрий Гуляев (крайний справа), Анатолий Соловьяненко и Иосиф Кобзон среди горняков на праздновании Дня шахтера в Донецке

Вполне закономерной стала и его победа в конкурсе молодых вокалистов на право стажироваться в миланском театре «Ла Скала». С 1963 года А.Б. Соловьяненко под руководством известного маэстро Барра познал школу итальянского бельканто. В течении трех лет (1963-1965 гг.) маэстро совершенствовал культуру исполнения, развивал вкус, раскрывал яркость и своеобразие голоса, который все более и более кристаллизовался как лирический тенор. И хотя от партий Радамеса и Канио пришлось отказаться, зато Герцог («Риголетто» Дж. Верди) и Эдгар («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти) в скором времени стали коронными в репертуаре украинского певца. Он исполнял их в Киеве и во время гастролей на сценах других советских и зарубежных театров. Так, с его Эдгаром познакомились слушатели Германии во время гастролей Киевской оперы в Висбадене, а с Герцогом — публика нью-йоркской «Метрополитен-опера». Анатолий Соловьяненко явился первым советским тенором, получившим приглашение петь в этом ведущем театре США. В течение сезона 1977-1978 гг. он участвовал в двенадцати спектаклях «Метрополитен-опера», с большим успехом исполнив также партии в операх «Кавалер роз» Р.Штрауса и «Сельская честь» П.Масканьи.

В 1978 г., уже, будучи Народным артистом СССР, А.Б. Соловьяненко окончил Киевскую консерваторию. За тридцать лет работы солистом Государственного академического театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко (1965-1995 гг.) Анатолий Борисович Соловьяненко спел 18 партий, среди них: Герцог (Риголетта), Альфред (Травиата), Тенор (Requiem), в операх Верди, Эдгар (Лючия ди Ламмермур), Рудольф (Богема), Каваросен (Тоска), Фауст (Фауст), Ленский (Е.Онегин), Самозванец (Борис Годунов), Андрей Запорожец (За Дунаем) и многие другие. В репертуаре певца много концертных программ, составленных из произведений русских, украинских и зарубежных авторов. Он записал 18 грампластинок (арии, романсы, песни).

Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии (1980 г.), Народный артист Украины, лауреат Государственной премии им. Т.Г. Шевченко (1997 г.), командор Итальянской республики, кавалер орденов и медалей.

На Киностудии им. Довженко был снят музыкально-художественный фильм «Вызов судьбе» с участием А.Б. Соловьяненко. В 1982 году вышла книга А.К. Терещенко «А. Соловьяненко», посвященная творческому и жизненному пути певца и переизданная в 1988 г.

Жена Светлана. Старший сын Андрей — бизнесмен, живет и работает в Канаде. Младший сын Анатолий — режиссер Государственного академического театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко в Киеве. Записал 18 грампластинок (арии, романсы, песни). На Киностудии им. Довженко был снят музыкально-художественный фильм «Вызов судьбе» с участием А.Б. Соловьяненко. Всю жизнь ходил легкой, пружинистой, этакой спортивной походкой, подтянутым и элегантным, при росте в 182 сантиметра. Всегда поддерживал вес в 83-84 килограмма. В Киеве трижды менял жилье: ул. Январского восстания, потом ул. Суворова, последнее пристанище в «партийном» доме на Институтской, где сейчас у фасада стоит памятник певцу.

О судьбе Соловьяненко

До своего 67-летия Анатолий Соловьяненко не дожил всего двух месяцев. «29 июля 1999 года был знойный день. Ничто не предвещало беды, — вспоминает вдова певца Светлана Дмитриевна Соловьяненко. — Анатолий проснулся в прекрасном настроении: шутил, приготовил завтрак, а потом решил поехать на дачу в Козин, подготовить её к приезду гостей — посла Италии в Украине и посла Украины в Италии. Не захотел, чтобы я его отвезла на машине. Добирался сам на автобусе. Стояла изнуряющая жара (больше месяца не было дождя). Анатолий пошёл на речку, много и долго плавал. Затем сказал моей маме, что приляжет отдохнуть до обеда — и всё… По заключению медиков, муж умер от обширного инфаркта. На сердце были рубцы от семи микроинфарктов».

Из шахтёров в певцы

После одного из студенческих концертов 18-летний Толя Соловьяненко получил предложение учиться профессиональному пению у ведущего солиста Донецкого театра оперы и балета, заслуженного артиста Российской Федерации Александра Коробейченко. Услышав его пение, мэтр сказал: «Из тебя что-то может получиться, но это будет стоить огромного труда». Десять лет — с 1952 по 1962 год — брал Соловьяненко уроки у этого замечательного мастера вокального искусства. А потом был сенсационный взлёт, поразивший многих. Самодеятельный певец из Донецка победил на конкурсах в Киеве и Москве. Его приглашают в Украинский театр оперы и балета им. Т. Шевченко. И почти сразу же он получает приглашение на годичную стажировку во всемирно знаменитый миланский театр «Ла Скала». 22 ноября 1963 года Соловьяненко успешно дебютировал на киевской оперной сцене партией Герцога в опере Верди «Риголетто». Через год на его долю выпал первый большой международный успех: советский певец занял второе место на песенном телефестивале «Неаполь против всех». А в 1977 году он первым из советских теноров был приглашён в знаменитый нью-йоркский театр «Метрополитен-опера».

О жене Соловьяненко

Первый раз будущая жена Соловьяненко увидела Анатолия на сцене в Донецке в 1962 году. Тогда ещё Толя не был так популярен, и каждый день занимался с педагогом. Помню, я надела свое самое красивое платье — чёрное с кружевным белым воротником. Думала, наверное, после концерта мы с ним куда-нибудь пойдем, отпразднуем его выступление. Толя меня ждал у выхода из зала, проводил домой, а на пороге сказал: «Извини, Светлана, но мне надо идти к своему педагогу. Хочу узнать, что он думает о моём выступлении». Я была в растерянности. А с годами к этому привыкла. Пение для Толи всегда было на первом плане».

Соловьяненко часто повторял: «Я раб своего голоса». К счастью, Светлана быстро поняла, что главным в их жизни будет Толин голос, и никогда не упрекала мужа за это. «В 1963 году Толя вернулся со стажировки. Приехал ко жене домой в Донецк с полным чемоданом подарков. Привёз много красивых трикотажных вещей, обувь. Себе — только пластинки и книги. Тогда он отвёл меня в отдельную комнату, взял за руку и попросил: «Светлана, давай как можно скорее поженимся».

«Я буду жить, покуда буду петь»

В последние годы в нечастых интервью, которые давал Анатолий Соловьяненко, превалировали горькие ноты. Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, всемирно известный певец говорил о своей невостребованности… Он по-прежнему вставал в восемь утра, делал зарядку, принимал душ, затем лёгкий завтрак с чашечкой крепкого кофе — и к инструменту. Каждый день занимался по два часа. Иногда говорил жене: «Наверное, Света, это даже хорошо, что я сейчас меньше пою. Это позволяет мне работать над нюансами…»

 

Анатолий Соловьяненко на встрече с молодежью. Фото: Государственный архив Донецкой областиАнатолий Соловьяненко на встрече с молодежью. Фото: Государственный архив Донецкой области

«Но в этом было столько тоски! Он как-то сказал мне фразу, которую я осознала лишь, когда его не стало: «Света, я буду жить, пока буду петь». Страшно, но эта фраза оказалась практически пророческой. Хотя… Многие нам говорили: уезжайте из Киева, и у вас всё будет. Не смогли. Мы жили несколько лет в Италии, в США, но каждый раз я видела, что Толя скучает по дому. Ему становилось тяжело на душе, и мы уезжали домой». Анатолия Борисовича очень любили в России. Мэр Москвы Юрий Лужков лично приглашал Соловьяненко на все правительственные концерты. Собственно, на гонорары от российских концертов и жила в последнее время семья Соловьяненко. «В 1997 году, во время празднования 850-летия Москвы, мы были гостями Юрия Лужкова. Тогда Толя дал очень много концертов. Помню, нас пригласил к себе мэр города и сказал мужу: «Чего ты сидишь в Киеве? Ты видишь, сколько работы в Москве? Значит так, пиши заявление, что ты просишь предоставить тебе квартиру в Москве, и переезжай сюда». Толя как-то занервничал, но заявление действительно написал. Юрий Михайлович стал настаивать, мол, скажите, когда приедете квартиру выбирать. Подберём вам, что хотите. Толя пообещал, что мы вернёмся через две недели. А я… Я видела, что ничего из этого не выйдет. И когда через какое-то время нам позвонили от Лужкова и попросили уточнить дату нашего приезда, мы отказались. Ну не мог Соловьяненко покинуть Украину. Не мог».

Забвение Соловьяненко

Когда в 1993 г. Соловьяненко попросили уйти из Киевского оперного театра, он не устраивал скандала, а сжав зубы просто ушёл в никуда. Выступал с сольными программами на сцене Национальной филармонии, ездил на гастроли по разным городам и странам и категорически отказался общаться с прессой. Ничего не комментировал, никого не обвинял, а на просьбы об интервью отвечал одной фразой: «Все, что я хочу сказать публике, она слышит на моих концертах».

Часто Анатолию Борисовичу задавали вопрос о его любимых операх, романсах и песнях. Певец отвечал: «Я не пою нелюбимые произведения. Потому что вкладываю в исполнение всю свою душу, будь это спектакль или концерт. Каждая партия, романс, серенада, баллада или народная песня для меня, словно любимые дети».

    Автор: Михаил Кантор, журналист

При подготовке материала использованы:

Фото:



Войдите, чтобы оставить комментарий